- Подробности
-
Просмотров: 7266
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МА ДОУ № 32 созданы в группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР. Основная задача коррекционно-педагогической работы - создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников, полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой ку обществе, культуры личности и патриотизма, подготовки к обучению в школе и к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности дошкольника. Учреждение укомплектовано специалистами, осуществляющими коррекционно-педагогическую деятельность, способные оказать квалифицированную помощь.
1.Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи) (см. во вложениях)
2. Адаптированная образовательная программа для детей с амблиопией и косоглазием (см.во вложениях)
3.Примерный перечень должностных обязанностей сотрудников по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, оказания им необходимой помощи в МА ДОУ 32 9см.во вложениях)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МА ДОУ № 32 нет специально оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями, но имеющиеся стандартно оборудованные учебные кабинеты, позволяют заниматься с детьми-инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья. Оборудованные помещения, в том числе приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: кабинет учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкальный зал, физкультурный зал с тренажерами. Для удобства и координации работы физкультурно-оздоровительных и музыкально-ритмических мероприятий кабинеты и залы работают по специальному утвержденному графику.
1.Обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами (см.во вложениях)
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в МА ДОУ № 32 функционируют объекты для проведения практических занятий: групповые помещения. музыкальный и физкультурный залы, спортивные площадки на территории МА ДОУ № 32, кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда. Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, так же используются инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, так как обеспечены необходимым оборудованием и инвентарем, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. Развивающая среда организована с учетом интересов детей и отвечает их возрастным особенностям, а содержание развивающей среды отражает освоение детьми знаний образовательных областей. Групповые помещения используются для занятий игровой деятельности, кружковой и индивидуальной работы, оздоровительных мероприятий.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Помещение для размещения библиотеки отсутствует. Книжный фонд методической, энциклопедической и художественной литературы, находящийся в методическом кабинете МА ДОУ № 32, может использоваться также инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Физкультурный зал с тренажероми, музыкальный зал и игровые площадки оснащены современным оборудованием и обеспечивают возможность организации как совместной деятельности взрослого, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и самостоятельной деятельности воспитанников.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В случае возникновения необходимости для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями используются помещения, оснащенные необходимой мебелью, оборудованием и мультимедийным комплексом: проектор, экран, ноутбук, средства усиления звука, а также предусмотрено в случае необходимости приобретение специальных средств для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями с разными нозологиями.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание МА ДОУ № 32
Конструктивные особенности здания МА ДОУ № 32 не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок. кровати и матрацы спец.назначения и иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ в помещения здания обеспечивается посредством предоставления сопровождающего лица. В МА ДОУ № 32 нет обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которым требуются специально созданные условия для доступа в здание.
Специальные условия питания
Питание детей осуществляется в соответствии с действующими СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
В МА ДОУ № 32 создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В МА ДОУ № 32 имеется медицинский, процедурный кабинет и изолятор. В штате учреждения медицинского работника нет. Медицинское обслуживание осуществляется по договору с Детской поликлиникой ГАУЗ СО Краснотурьинская городская больница, в рамках которого организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников. проводятся консультации для воспитателей. родителей, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья не имеют доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе и приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не предусматривается. В работу со слабовидящими детьми внедрены и успешно используются тренировочная программа «ЧИБИС -2» и интерактивная программа "Краб", которые предназначены для повышения остроты зрения при амблиопии, коррекции бинокулярного стереозрения, его развития и совершенствования.
А так же компьютерно-тренажерный комплекс "Школьник - Клинок 2"; лечебно - диагностический комплекс "Клинок"; дагностический комплекс "Чибис"; устройство "Амблио - 3"; аппараты: "АМО - АТОС" с приставкой "Амблио - 1", для лечения амблиопии "Световое перо ТВО - 1", для лечения амблиопии "МЕЛЛОН", "АПК-01УМ2.
Официальный сайт МА ДОУ № 32 имеет свою версию для слабовидящих.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МА ДОУ № 32 нет обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которым необходимы специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены.

ГРУППА СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ, ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ, КОСОГЛАЗИЕМ
МА ДОУ № 32 – детский сад комбинированного вида, поэтому в МА ДОУ ведется инклюзивное образование по обеспечению всестороннего развития слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов с целью успешной подготовки к обучению в школе, социальной-коммуникативной адаптации к условиям современной жизни, умению самостоятельно, правильно и умело вести себя в обществе, различных проблемных ситуациях.

Информация о обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- оборудование входа в здание специальным наклонным пандусом с перилами;
-имеется площадка для отдыха;
- ширина прогулочных дорожек для безопасности передвижения с 3 метровым уровнем;
-искусственная освещенность;
- все подъезды и подходы к зданию асфальтированы;
- деревья, кустарники, столбы и другие объекты, находящиеся на территории, не препятствуют для ходьбы, прогулок и игр детей;
- игровое и спортивное оборудование на территории МА ДОУ № 32 не только соответствует возрастным особенностям детей, но и учитывает состояние их здоровья, безопасно в использовании и позволять проводить коррекционные занятия на участке;
- на дверях имеются предупредительные знаки в виде двухстороннего жёлтого круга
- в помещении проложена тактильная дорожка до группы слабовидящих детей.
Для осуществления квалифицированной инклюзивной работы используется
1. Программа Л.И.Плаксиной «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида для детей с нарушением зрения).
2. Методические рекомендации Л.А.Григоряна и Т.П.Кащенко «Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях».
3. Компьютерно-тренажерный комплекс "Школьник - Клинок 2".
4. Лечебно - диагностический комплекс "Клинок - 2".
5. Лечебно - диагностический комплекс "Чибис".
6. Устройство "Амблио - 3".
7. Аппарат "АМО - АТОС" с приставкой "Амблио - 1".
8. Аппарат для лечения амблиопии "Световое перо ТВО - 1".
9. Аппарат для лечения амблиопии "МЕЛЛОН", "АПК-01УМ2"
Весь коррекционно-воспитательный процесс в группе строиться на индивидуальных дозированных зрительных нагрузках, которые проводятся в утренние и вечерние отрезки времени, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий и методики индивидуально-подгруппового обучения. Важным условием реализации образовательных задач является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы. Проблемы профилактики и улучшения состояния зрения детей решаются путем создания щадящих условий, комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий. Недостатки зрения коррегируются и совершенствуются в процессе содержательной деятельности, гуманного подхода и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: «родитель – ребенок – педагоги». При этом решаются данные задачи с учетом индивидуальных особенностей состояния зрения каждого слабовидящего ребенка. Педагоги учитывают рекомендации врача-офтальмолога по организации нагрузки и охранительного режима для зрения детей, проводят специальные упражнения по активизации и тренировки зрения детей. Для достижения более лучших результатов и положительной динамики улучшения зрения в работе с детьми воспитатели группы слабовидящих детей Крайн Ирина Оттовна и Замятина Ирина Алексеевна в тесном контакте работают со всеми специалистами МАДОУ:учителем-логопедом Васюниной Оксаной Викторовной,

педагогом-психологом Марковой Гюльнарой Райимбергановной,
врачом - офтальмологом детской поликлиники Семиной Татьяной Михайловной и медицинской сестрой- ортоптисткой Васюниной Ольгой Владимировной,

музыкальным руководителем Трушкиной Марией Сабитеновной, старшим воспитателем Данишкиной Надеждой Николаевной.
Важным коррекционным требованием распорядка жизни детей в группе слабовидящих детей является система двигательной активности, предусматривающая преодоление гиподинамии у детей с нарушениями зрения, обусловленная трудностями их зрительно-двигательной ориентировки, включая специальные занятия по лечебной физкультуре, ритмике и ориентировке в пространстве, физкультурных минуток. Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю, одно из которых – на открытом воздухе с инструктором по физической культуре Шурыгиной Свктланой Васильевной.

Все коррекционно-развивающие занятия - игры проводятся в первой половине дня по подгруппам и соответствуют установленным санитарно-гигиеническим нормам с обязательным использованием педагогом указки. Количество занятий 12/15 по 15-30 минут, перерывы между занятиями составляют не менее 10 минут. Каждое коррекционное занятие состоит из 2-х частей:
- упражнения для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.п.) необходимых для того, чтобы снять напряженность кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость;
- предметно-практическая деятельность, развивающая тактильную и мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов).

Основными принципами коррекционно-педагогического и образовательных процессов являются:
- учет общих специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
- комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
- дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий, а также уменьшения наполняемости группы и методики индивидуально – подгруппового обучения;
- все занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей ребенка;
- обеспечение и реализация федерального государственного образовательного стандарт дошкольного образования;
- обучения и лечения детей с нарушением зрения;
система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушениями зрения;
- создание офтальмологических условий в групповой комнате, лечебном кабинете, специального распорядка дня жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка.
В системе занятий реализуется основной принцип-принцип инклюзивного образования при соблюдении триединой задачи:
- коррекционное воспитание,
- коррекционное развитие,
- коррекционное обучение.


Педагогический коррекционный процесс в группе слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием включает также организацию самостоятельной деятельности детей. С этой целью создана развивающая педагогическая среда, позволяющая ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В группе преимущественно используются наглядно-практические методы. Практикуются следующие способы организации деятельности: наблюдения, элементарные опыты и эксперименты, создаются специальные или спонтанные игровые проблемные ситуации.
В группе много пособий позволяющих снять зрительное напряжение, пособий по аккомодации глаза ,работа с черной точкой.


При подборе стимулирующего материала в группе для слабовидящих детей учитывались следующие условия:
- соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов;
- соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80-95 %);
- четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов.

Прием в группу слабовидящих детей производиться по направлению врача-офтальмолога Т.М.Семиной. Наполняемость группы – 10 человек. Дети ежедневно проходят назначенное лечение, которое осуществляет сестра – ортоптистка.


Содержание коррекционной работы в группе слабовидящих детей № 4
Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.
Коррекционная работа в ДОУ триедина и состоит из
- коррекционного обучения
- коррекционного воспитания
- коррекционного развития
Коррекционно-педагогическая работа должна пронизывать весь учебно-образовательный процесс, органично увязывать все составные части образования. Коррекционную работу не следует обосабливать, а наоборот, необходимо тесно соединять как с содержанием образования, так и с организацией и методами воспитания и обучения.
Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
МА ДОУ предоставляет лицам с ограниченными возможностями здоровья и их семьям комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, направленную на:
1) выявление, психолого-медико-педагогическую диагностику и коррекцию физического и (или) психического недостатков развития;
2) оценку психо-социального развития и изучение средовых факторов;
3) разработку индивидуальных учебных программ и организацию индивидуальных и (или) групповых занятий для лиц со сложными и (или) тяжелыми недостатками в развитии, направленных на формирование навыков самообслуживания, элементарных трудовых навыков, навыков общения;
4) осуществление психолого-педагогической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей;
5) консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям (законным представителям) лиц с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;
6) информационную и методическую поддержку педагогических работников и иных специалистов образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья;
7) реализацию комплексной системы мероприятий по социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Объем коррекционной помощи детям регламентируем индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими ФФНР на базе ЛОГОПУНКТА.
Учитель - логопед Васюнина Оксана Викторовна 
По результатам работы ПМПк в МА ДОУ №32 комбинированного вида ведется коррекционно-развивающая работа на базе логопункта с детьми дошкольного возраста, посещающими МА ДОУ, а также неорганизованными детьми, имеющими фонетические или фонетико-фонематические нарушения речи.



Цель коррекционного обучения: профилактика речевых расстройств, преодоление речевых нарушений или смягчение их симптоматики для обеспечения полноценного, всестороннего развития ребенка, формирования его личности с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений и воздействия на его социальное окружение.
Работу по заданному направлению проводит учитель-логопед Васюнина Оксана Викторовна на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В программе выделяются следующие разделы:
· формирование звукопроизношения;
· обучение грамоте;
· ознакомление с окружающим миром и развитие речи;
· работа с книгой.
Занятия носят интегрированный характер. В работе широко используются новые информационные технологии.
Разработано внутрисистемное взаимодействие педагогических работников ДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников.
Коррекционная логопедическая работа с детьми с амблиопией и косоглазием осуществляется на фоне специального лечения, которое носит комплексный характер. При организации работы с дошкольниками, имеющими зрительную патологию, особое внимание обращается на использование их сохранного зрения; формирование всесторонних представлений об окружающем проводится с опорой на сохранные анализаторы и различные формы вербальной и невербальной деятельности. При выборе и создании дидактического материала учитывается его величина, пропорциональность, интенсивность окраски и высокий цветовой контраст.
Построение оптимального варианта коррекционного воспитания и обучения детей с патологией речи проходит при тщательном всестороннем изучении каждого ребенка.
Особая значимость придается логопедической профилактике с опорой на нормативы развития и использование периодов сензитивности, так как в последнее время прослеживается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нарушения речи.
Сознательная опора на закономерности развития психофизических характеристик, психики и речи, позволило логопеду добиться значительных успехов в коррекционно-развивающей работе и получения достаточно высокого уровня коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Работа с детьми – инвалидами
В МА ДОУ № 32 организована воспитательно-образовательная работа с детьми – инвалидами на дому.
На основании Президентской программы «Дети Росси», секции подпрограммы «Дети – инвалиды» от 20.12.94г. №295, Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» (Собрание законодательства РФ, 1995г. №48, статья 4563), Постановления правительства РФ от 18.07. 96г. №861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных ОУ», приказа №379 от 04.08.08г. Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении форм индивидуальных программ реабилитации ребенка – инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядок разработки и реализации» были разработаны:
· Положение об организации воспитательно – образовательной работы МА ДОУ с детьми – инвалидами на дому.
· Положение о создании в МА ДОУ ПМПк.
· Приказ о зачислении детей – инвалидов в МА ДОУ.
· Договор между МА ДОУ и родителями (законными представителями) об оказании воспитательно – образовательных услуг ребенку – инвалиду на дому.
· Организация деятельности педагогического персонала с детьми – инвалидами.
· Индивидуальные образовательные программы на 20013 – 2016гг.
Психолого - педагогическое сопровождение детей в МА ДОУ осуществляется педагогом - психологом

Основной целью работы педагога- психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста и каждого ребенка;
2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.;
3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;
4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.
Психолого-педагогическое сопровождения образовательного процесса охватывает работу с детьми, родителями и педагогами.
Систему психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МА ДОУ можно представить в виде горы, в основании которой находится такое направление работы как психодиагностическое сопровождение. На основе его и строится коррекционно-развивающее, консультационное и психопрофилактическое сопровождение, необходимое для того, чтобы достичь вершины горы. Вершиной горы является психологическое просвещение, которое направлено на формирование психологического здоровья всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.
Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в МА ДОУ являются:
- психодиагностическое сопровождение образовательного процесса: изучение процесса адаптации детей при поступлении в ДОУ, диагностика склонностей и способностей детей с целью выявления талантливых детей, диагностика психологического здоровья дошкольников, диагностика готовности к школе;
- коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: развитие школьно-значимых функций, познавательных процессов, снижение индекса тревожности, агрессивности, импульсивности;
- психопрофилактическое и здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса: профилактика нарушений поведения, коммуникативной сферы, формирование жизненных навыков;
- психологическое просвещение и консультирование: формирование психологической культуры детей, родителей и педагогов.
Организованная таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.
Психологическая диагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей. В течение адаптационного периода ведется наблюдение за поведением детей в младших группах, которое показывает, как протекает привыкание детей к новым условиям, освоение нового пространства. Проводится анкетирование родителей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка в семье и детском саду. Для выявления динамики уровня адаптированности детей к детскому саду проводится сравнительный анализ диагностирования в начале и в конце адаптационного периода.
В средней, старшей и подготовительной группах проводится психодиагностическое обследование психологического здоровья дошкольников по программе, разработанной психологом МА ДОУ.
Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (октябрь) и в конце (апрель).
Для обследования применяются следующие методики:
- Ориентировочный тест определения школьной зрелости Керна-Йерасека;
- Вербальная часть (Я. Иерасек) (конец года);
- Психосоциальная зрелость (С.А. Банков) (начало года);
- «Графический диктант» (А.Н. Леонтьев);
- Мотивационная готовность (Венгер Л.А.)(конец года).
Углубленная диагностика детей, показавших низкий уровень готовности к школе, а также детей, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, осуществляется по материалам для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях автора Забрамной С.Д.
Психодиагностика эмоционально-личностной сферы педагогов проводится по их личному запросу индивидуально. Педагоги вторых младших групп и первых младших групп заполняют «Карты наблюдения» на начало и конец адаптации, в средних, старших и подготовительных группах воспитателями заполняются «Карты оценки эмоционального состояния ребенка в группе».
Родители заполняют анкеты на предмет адаптации ребенка к МА ДОУ, готовности к школе, анкеты по оценке нервно-психического состояния ребенка. На основании заполнения данных анкет готовятся консультации в информационные папки в каждой группе.
Психологическое сопровождение направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. В нашем дошкольном учреждении для решения этой задачи с детьми раз в неделю проводятся групповые занятия по развитию эмоционального мира с использованием программ «Давай поиграем!» и «Давай познакомимся!» автора-составителя Пазухиной И.А. с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Для профилактики дезадаптации осуществляется психологическое сопровождение ребенка в условиях дошкольного учреждения: групповые и индивидуальные игры и занятия (Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению») с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирования идентичности с коллективом. Проводится индивидуальная работа по профилактике дезадаптации, в которой используются игры с водой и песком с целью установления контакта с ребенком. Выявляются такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии. Так же в нашем МА ДОУ организованы группы кратковременного пребывания вместе с мамой, посещая которые, дети готовятся в более мягкому входу в детский коллектив.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа ведется по следующим направлениям: работа с агрессивными детьми (сказкотерапия),
с детьми с гиперактивностью (программа Сиротюк А.Л., программа Арцишевской И.Л.), тревожными, застенчивыми детьми (Г.Б.Монина, Е.К.Лютова), работа по развитию школьно-значимых функций («Ступеньки к школе» Безруких М.М.).

Психологическое просвещение направлено на формирование психологической культуры всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогов, которое заключается в формировании жизненных навыков, профилактике дисгармоничного развития.
Консультативная работа с воспитателями младших групп проводится по вопросам течения адаптации детей, особенностям развития, протеканию кризиса 3х лет, где они получают рекомендации по формированию игровой культуры ребенка и снятию эмоционального напряжения. Родителям в этих группах даются рекомендации по смягчению адаптационного периода. В средних, старших и подготовительных группах проводятся консультации для педагогов и родителей в начале и конце учебного года по результатам диагностики психологического здоровья детей. Также в подготовительных группах родители и воспитатели на консультациях по результатам диагностики готовности к школе в начале и конце учебного года получают необходимые рекомендации по развитию школьно-значимых функций.
Психологическое просвещение, т.е. приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. Психологическое просвещение проходит в нашем дошкольном учреждении в виде выступлений на педсоветах, родительских собраниях, бесед, семинаров, а также в виде информационных папок для родителей «Страничка психолога», информационного стенда «Уголок психолога» и блоке информации на сайте детского сада.
